Лев Михайлович Лопатин родился в Москве (1)
13 июня 1855 года. В 1875 году поступил на историко-филологический факультет Московского университета. После окончания университета был оставлен при кафедре философии для подготовки к профессорскому званию.
С 1885 года он – приват-доцент, а с 1892 – экстраординарный профессор университета. Защитил в 1886 году магистерскую и в 1891 году докторскую диссертации. С 1894 года – соредактор журнала «Вопросы философии и психологии». С 1899 года – председатель Московского психологического общества. Основной философский труд Лопатина – «Положительные задачи философии», в который вошли его магистерская и докторская диссертации.
Среди наиболее серьезных работ Лопатина – «Вопрос о свободе воли» (1889), «Критика эмпирических начал нравственности» (1890), «Научное мировоззрение и философия» (1903), «Настоящее и будущее философии» (1910), «Спиритуализм как монистическая система философии» (1912).
Лопатин определял собственную систему, как конкретный спиритуализм или персоналистическую метафизику. Он разделял вывод своего друга Вл.С.Соловьева о кризисном состоянии европейской философии второй половины 19 века. Лопатин видел причину в отказе современной философии от онтологизма и в превращении ее в «служанку» уже не богословия, а науки. Опыт отрицания метафизической традиции (прежде всего в позитивизме) оказался чреват утратой философским знанием подлинной самостоятельности и даже идентичности.
Лопатин по сути ставил и решал задачу «возрождения» метафизики. Метафизическое знание в его трактовке существует в двух вариантах: ориентированном на рациональное обоснование неопытных истин (онтология разума) или основанном на вере в некоторые логически не доказанные принципы (онтология веры).
Классическими типами онтологии разума Лопатин считал рационалистические системы
Спинозы и Гегеля.
Универсальная духовность бытия, по убеждению Лопатина, позволяет признать реальность человеческой свободы, а вместе с ней возможность подлинно нравственных и подлинно творческих действий.
Умер Лев Михайлович Лопатин в Москве
21 марта 1920 года.