Личность Игоря Стравинского - русского композитора, дирижёра и пианиста - поистине уникальна в музыкальном пространстве 20 века. Его творчество, вобравшее в себя практически все ведущие направления и стили своей эпохи, по силе воздействия, масштабу и значению для современников и потомков сравнивают с творчеством Пикассо в живописи.Игорь Фёдорович Стравинский родился (5)
17 июня 1882 года в Ораниенбауме близ Петербурга. С творческой средой он был знаком с ранних лет: его отец – прославленный певец Мариинского театра, в его доме бывали и
Стасов, и
Мусоргский, и
Достоевский.
Юношей он уже принадлежал к высшим кругам Петербургской художественной интеллигенции и сблизился с
Сергеем Павловичем Дягилевым. Позднее, благодаря Дягилеву и
Дебюсси, он быстро вошел в сферы аристократической элиты Парижа.
Первое крупное сочинение Стравинского, фортепианная соната, датируется 1904 годом. А слава пришла к нему вместе с показом «Жар-птицы» в Париже в 1910 году и закрепилась спустя три года скандальной премьерой «Весны священной». После парижской премьеры «Жар-птицы» Стравинский сблизился с Дебюсси. Они были дружны в течение девяти лет, до самой смерти француза.
Второй период творчества композитора приходится на годы после Первой мировой войны, когда он постоянно жил в Париже и в 1934 году принял французское гражданство. С новым окружением его объединяло как духовное, так и творческое родство. Так он стал блестящим представителем международного авангарда в музыке.
Для балетного театра композитор написал восемь оркестровых партитур: «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная», «Аполлон Мусагет», «Поцелуй феи», «Игра в карты», «Орфей», «Агон». Переломный момент в творчестве композитора обозначает «Пульчинелла» – балет с пением (1919-1920), после которого было создано еще два подобных произведения - «Байка» и «Свадебка».
Затяжной кризис начался у композитора в 1930-х годах. В 1938–1939 годах он похоронит жену, мать, дочь, и над ним самим нависнет смертельная опасность (острая вспышка туберкулеза, от той же болезни умерли жена и дочь). Эмигрирует в Америку, так до конца жизни и не привыкнув к ее культурным контекстам.
Три произведения являются главными в творчестве Стравинского последнего пятнадцатилетия его жизни. Это «Священное песнопение» (1955-1956), «Плач пророка Иеремии» (1957-1958), «Заупокойные песнопения» (1965-1966).
Высшее достижение Стравинского – Реквием («Заупокойные песнопения»). Он создал его в 84 года, и это произведение отличается истинными художественными прозрениями. Но в 1969 году здоровье его резко ухудшилось.
Скончался великий композитор, один из крупнейших представителей мировой музыкальной культуры 20 века, Игорь Фёдорович Стравинский
6 апреля 1971 года в Нью-Йорке, был похоронен в Венеции на кладбище Сан-Микеле.