Лишенный турецкого гражданства, Назым Хикмет еще при жизни стал на родине легендой. На его стихи сложены песни – на разных языках, в разных странах мира. Вечера, посвященные его творчеству проводятся во дворцах спорта и на стадионах. Его пьесы идут во многих театрах мира. Произведения поэта переиздаются на родине, переводятся на многие языки. О его жизни написаны тома воспоминаний, неисчислимое количество статей, диссертации и даже романы. Он был поразительно красив. Высокий, рыжий, голубоглазый, с орлиным носом и чеканными чертами лица. Он был общителен, хлебосолен, весел и органично талантлив в умении доставлять людям хорошее настроение.
Назым Хикмет родился
20 января 1902 года в Салониках, в аристократической семье. Рано начал писать стихи. Первые публикации были уже в 1917 году. В 1919 году он заболевает плевритом, и признается негодным к военной службе.
В 1922-1924 годах он учится в СССР, в Коммунистическом университете трудящихся Востока на факультете «Экономика и общественная жизнь».
Симпатизирующий коммунистам поэт стал заложником политической ситуации в родной стране. Режим Мустафы Кемаля Ататюрка вел политику европеизации, светского государства и сочетал независимость с национализмом. Отношение к СССР в Турции тех времен было настороженным, а к коммунистам – резко враждебным.
За свои публикации Хикмет несколько раз был осужден. В общей сложности он провёл в турецких тюрьмах 17 лет. А затем произошло нечто любопытное. Незадолго до конца срока Хикмета перевели в тюрьму города Трабзон на черноморском побережье. Откуда он в 1950 году, едва выйдя на волю, якобы бежал на вёсельной лодке в СССР.
Человек с больным сердцем прошёл сотню километров на вёслах, ночью, без компаса и ориентиров... Скорее всего, коммунисту Хикмету дали возможность беспрепятственно уйти в эмиграцию, чтобы не обострять и без того скверные отношения с могучим соседом.
В СССР Хикмет стал непременным членом Всемирного совета мира. Изучил русский язык, много писал, выступал, ездил. Советскую действительность оценивал объективно, однако не считал возможным хулить хозяйские пироги – был откровенен только с теми, кому доверял. Все, вспоминавшие Хикмета, приводили его слова, которыми он начинал разговор с любым, даже незнакомым человеком: «Слушай, брат...».
Он жил в Советском Союзе с 1951 по 1963 годы и умер в Москве
3 июня 1963 от сердечного приступа. По значимости творчества Назыма Хикмета его называют «турецким
Пушкиным».