«Броненосец Потемкин» – немой черно-белый художественный фильм, снятый Сергеем Эйзенштейном на киностудии «Мосфильм» в 1925 году. Сценарий, по которому снимался фильм, основан на реальных событиях, произошедших в июне 1905 года, когда на броненосце «Потёмкин» команда
подняла восстание и захватила корабль.
Триумфальное шествие «Броненосца Потемкина» началось с кинотеатра «Художественный» на Арбате, который тогда назывался «Государственный Электротеатр». Первые зрители, пришедшие туда
18 января 1926 года на премьеру, были поражены не только фильмом, но и премьерной обстановкой. Весь служебный персонал, от билетера до киномеханика был одет в морскую форму, а фасад кинотеатра напоминал большую модель военного корабля.
Премьера состоялась благодаря активной позиции ведущих деятелей советского авангарда, среди которых был и Маяковский. Фильм был с восторгом принят на заседании кинокомитета, посвященном 20-летию первой русской революции.
Премьера показала, что «Броненосец Потемкин» – это нечто большее, чем наглядное пособие к лекциям по истории партии. За первые 3 недели проката только в Москве картину посмотрели 300 тысяч человек.
Большой успех картина имела и в Германии. Когда там в одном из городов запретили показ фильма, люди вышли с протестами на улицу. Немецкая прокатная фирма через суд добилась разрешения картины, но пришлось вырезать около 4 минут самых жестких сцен. Купюры были сделаны в оригинале, проданном в Германию. До сих пор по всему миру разыскивают недостающие фрагменты «Броненосца».
Кинорежиссер Геннадий Полока, поставивший несколько лет назад картину «Возвращение броненосца» считает, что «мировой кинематограф до сих пор не знает такого масштабного ощущения событий, которые существуют в фильме «Броненосец Потемкин». В одном из интервью он сообщил: «…около 100 фильмов используют принцип Потемкинской лестницы». Потемкинская лестница действительно до сих пор считается одним из самых сильных по эмоциональному воздействию эпизодов в мировом кино. Здесь все смонтировано таким образом, чтобы зрители, вовлеченные в гущу событий, смогли почувствовать себя не свидетелями, а жертвами жестокого расстрела. Сцены расправы над мирными жителями Одессы показывали, что может натворить бездумная военная машина.
До сих пор критики единодушно называют «Броненосец Потемкин» лучшим фильмом всех времен и народов.
Фильм был озвучен в 1930 году, повторно озвучен в 1950 году, восстановлен в 1976 году. Последняя редакция фильма создана под художественным руководством Сергея Юткевича. Режиссер восстановления – Дмитрий Васильев.