Праздник туркменского ковра отмечается в республике в последнее воскресенье мая. С 1992 года он стал государственным праздником, и в последние годы проводится в единственном в мире музее туркменского ковра в Ашхабаде.
«На Востоке дом начинается там, где расстелен ковер», говорит одна из пословиц. Истинность этой поговорки подтверждает история и Туркмении. Даже если вокруг вас выжженная пустыня или суровые горы, ковер — это оазис. Сразу рядом появляется пышный сад, пестрые птицы в кроне деревьев, водоемы.
В прошлом туркмены были кочевниками. И каждое ковровое изделие тогда имело практическое значение. Одни ковры служили для утепления жилья, другие заменяли мебель и постель, третьи использовались для перевозки вещей. Специальные ковровые мешки развешивались по решетчатым переплетам юрты или складывались рядами. Коврами украшались кони и верблюды, они служили незаменимым атрибутом свадебных процессий. Коврами разделяли помещения, и придумать что-то лучше невозможно. Легкий, теплый, компактно сворачиваемый ковер очень удобен при перевозках.
Трансформация сугубо практического полотна в произведение искусства началась позднее, когда кочевники начали вести оседлый образ жизни. Постепенно людям захотелось, чтобы помимо примитивной философии «тепло и сухо» было еще красиво и изысканно. Не случайно сегодня туркменские ковры сравнивают с венецианским стеклом, брюссельскими кружевами, кубинскими сигарами. Это эталон, это совершенство.
Искусство ткать ковры передавалось через столетия, от матери к дочери, от внучки к правнучке — из поколения в поколение. Существовали целые семьи, даже села и племена мастеров, прославившиеся своим самобытным искусством.
В производстве туркменских ковров особое значение придавалось приготовлению и использованию красок, в частности, темно-красного цвета. Тщательно подбиралась шерсть для основания ковра. Для этого брали только шерсть чистой белой породы сарыджинских овец.