Международный фестиваль джаза в Монреале (Montreal International Jazz Festival) проводится в этом году с 25 июня по 4 июля. Популярнейший ежегодный всемирный джазовый праздник отмечает в этом году свой тридцать первый день рождения. Фестиваль занесен в Книгу рекордов Гиннеса как крупнейший в мире.
Этот знаменитый фестиваль является едва ли не основной достопримечательностью Монреаля — старейшего из канадских городов. Расположенная на берегу реки святого Лаврентия отлично отреставрированная старая часть города, сохранившая французский колорит XVII-XIX веков со множеством ресторанов и открытых кафе, вот уже тридцать лет ежегодно с конца июня до середины августа превращается в единую концертную площадку, где длящиеся до утра выступления самых знаменитых в мире джаз-бэндов собирают многие тысячи зрителей и туристов.
Фестиваль джаза давно уже стал своеобразным локомотивом в экономическом развитии Монреаля: благодаря ему каждый год в городскую казну вливается более 150 миллионов долларов. В концертах фестиваля принимают участие более 2000 музыкантов из 20 стран, а количество охваченных его программой любителей, согласных даже под дождем слушать музыку прямо на улицах, превысило в последние годы 2 миллиона человек. Такой головокружительный успех монреальского фестиваля едва ли снился стоявшим у истоков этого мероприятия двум молодым канадским любителям музыки, впервые организовавшим его тридцать лет тому назад.
Андре Менард и Ален Симард устроили это просто от скуки — искали, чем бы заняться летом. Не нашлось никого, кто одобрил бы тогда их начинание или попросту поддержал бы их. Приятелей пытались предостеречь от неудачи, убеждая их в том, что джазовый фестиваль в Канаде вряд ли сможет стать популярным. В затею не верили ни друзья, ни правительство. Когда Ален Симард попросил у федеральных властей финансовую помощь на организацию первого фестиваля, убеждая чиновников, что на праздник джаза соберутся тысячи любителей музыки, они откровенно смеялись над ним.
У самого первого монреальского фестиваля, продолжавшегося лишь два дня, было всего 12 тысяч зрителей.
«Нас просто съели тогда комары, но публика не расходилась и мы играли», — вспоминает о первом фестивале джазовый музыкант Рей Даус. Теперь же джазовый праздник в Монреале считается одним из самых крупных в мире среди музыкальных фестивалей всех жанров. Он продолжается 12 дней, и на основных 20-ти его крупнейших площадках проходит за это время более 500 концертов.
На фестивальные шоу собираются более двух миллионов любителей джаза из Соединенных Штатов, Европы и Японии, что делает монреальский фестиваль самым посещаемым в мире.
«Это самый лучший фестиваль в западном полушарии. Всем это известно, — заявил журналистам Ларри Кориэлл, «джазовая икона» из Техаса. —
Мы счастливы быть здесь».
За три десятка лет своего существования монреальский фестиваль из просто музыкального события превратился в социальный феномен. Он стал стартовой площадкой для многих музыкантов: именно в Монреале публика открыла для себя такие имена, как Уинтон Марсалис и Колин Джеймс. А удостоенная чести открывать в 2004 году юбилейный 25-й джаз-праздник знаменитая Дайана Кролл была еще никому не известна, выступая в том же Монреале всего десятилетие назад.
На следующем за ним, 26-м по счету, фестивале внимание любителей джаза было приковано к шведской певице с русскими корнями, правнучке великого русского писателя Льва Толстого - Виктории Толстой.
Виктория Толстая считает себя стопроцентной шведкой. Русского языка не знает и Льва Толстого не читала. Хотя к своим русским корням относится со спокойной гордостью и демонстрирует осведомленность в родословной своей семьи: ветвь шведских Толстых идет от сына писателя Льва Львовича. Любовь к джазу привил Виктории ее отец, профессор музыки в университете Упсалы, где издавна протекает активная джазовая жизнь. Выпуск первого же сольного альбома принес Виктории успех: она быстро стала знаменитостью, выступая с лучшими шведскими джазменами.
От других подобных фестивалей монреальский, по мнению критиков, отличает то, что он, являясь столь грандиозным с одной стороны, продолжает оставаться очень камерным, почти интимным, с другой. Концерты могут проходить не только на огромных открытых площадках, но и в уютных кафе и барах, почти в семейной атмосфере. Другой отличительной чертой фестиваля стала новизна и эксперименты - всякий раз здесь можно услышать музыку, которую не слишком часто исполняют в Северной Америке.
А еще этот фестиваль представляет собой уникальную комбинацию, состоящую из великолепной музыки, красоты и самобытности самого Монреаля с его ресторанами и музеями и ласкового лета, которое приходит в город вместе с джазом. Каждый, кто живет здесь, знает, что Монреаль зимой и летом - это, как сказали бы в Одессе, две большие разницы. Зимой город ждет, а летом живет.
В фестивальные недели можно с утра до ночи бродить по городу, переходя с одной площадки на другую, общаться с людьми, которые всегда приветливы и сдержанны даже в большой толпе, и получать от этого огромное удовольствие.