В результате принятия Кабинетом Министров Республики Казахстан постановления №256 от
5 апреля 1993 года — «Положения о паспортной системе в Республике Казахстан» — была реорганизована паспортно-визовая служба Республики. Реорганизация явилась прямым следствием изменений, произошедших в Казахстане в соответствии с требованиями времени.
В 1999 году паспортно-визовая служба была переименована в миграционную полицию. Изменились задачи и функции службы, ее структура. В связи с увеличением количества иностранных граждан, прибывающих в Казахстан, возникла необходимость в регулировании порядка их пребывания.
Временная регистрация, оформление на постоянное место жительства, оформление гражданства, выдача удостоверений и паспортов — государственно-важные и нужные дела. По указу президента особое внимание уделялось прибывающим в Казахстан на историческую родину.
Для борьбы с незаконной миграцией, пресечения фактов нарушений пребывания иностранных граждан в Казахстане, контрабанды наркотиков, оружия через границу, в апреле 2002 года создан взвод единой заградительной системы «Рубеж».
Миграционная полиция действует в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, Законами Республики Казахстан «Об органах внутренних дел», «О миграции населения», «О правовом положении иностранцев», «О гражданстве Республики Казахстан» и другими нормативными правовыми актами, межгосударственными соглашениями (договорами), а также ведомственными инструкциями, регламентирующими служебную деятельность.