Согласно Указу Президента Азербайджана Ильхама Алиева от 28 октября 2006 года, в связи с 40-летним юбилеем ввода в действие Бакинского метрополитена, каждый год, 8 ноября, в Азербайджане отмечается День работников Бакинского метрополитена.
Быть в Баку и не посмотреть метрополитен будет большой ошибкой. Архитектура станций очень красива, оформлена со вкусом и с включением национальных мотивов.
Описывать красоту, наверное, не стоит — лучше один раз увидеть. Три самых впечатляющих станции — «Низами», «Нариманов», «Гянджлик». Последние две — колонные, но не типовые «сороконожки». Типовых в Баку вообще почти нет. «Гянджлик» несколько напоминает московскую «Кропоткинскую», уменьшенную в 1,5 раза. Обидно, что выключена подсветка среднего зала на станции «Нариманов» — станция несколько темновата. Но и в таком состоянии она очень оригинальна.
Ну и наиболее запоминающаяся из бакинских станций — «Низами». Даже если вы не собираетесь пользоваться метрополитеном как транспортом, непременно стоит включить посещение станции «Низами» в свою культурную программу отдельным пунктом — очень красивая мозаика пилонов на темы творчества классика азербайджанской поэзии!
Можно добавить, что за исключением станции «Ази Асланов», станции метро в Баку построены в период СССР (например, «Низами» открыта в 1979 году). Это к возможному вопросу, зажималась или нет азербайджанская культура в советские годы.
Итак, прежде чем попасть в метро, необходимо приобрести в кассе жетон. На конец 2006 года его цена составляла 5 гяпик (азербайджанских копеек -примерно 1,5 российских рубля). Это, наверное, рекорд по нижней планке стоимости проезда в метрополитенах СНГ (10% от цены проезда в Москве).
В каждом составе по пять вагонов. Интересная особенность бакинцев — стоять спиной у дверей со стороны платформы. Даже если в вагоне есть свободное место, кто-нибудь да прислонится спиной к едва закрывшимся дверям.
Считается, что в Баку две линии («красная» и «зеленая»), однако, схема движения предусматривает, что с одной станции можно уехать в три-четыре направления. Поэтому обращайте внимание на световые табло по концам платформы, загорающиеся с указанием направления ближайшего поезда. Обособленное движение организовано лишь на челночном участке «Джафар Джаббарлы» — «Хатаи» (там ходит лишь один состав в режиме «челнока»).
Еще одна из интересных особенностей метрополитена — появление туалетов прямо на станциях. Да-да, столь необычно для нас — прямо в торце станции дверь, над ней вывеска «Туалет». Правда, такие заведения есть не на всех станциях, но, по крайней мере, на нескольких станциях в центре они есть («Бакы Совети», «Сахил»).