День взятия Стамбула
medium
Праздники Турции
29 мая 1453 года пал Константинополь. Столицу Византийской империи захватили турки. Три дня длился грабеж города. В плен было взято свыше 60 тысяч городских жителей. Последний император Византии Константин XI Палеолог погиб в бою, а церковь Святой Софии, главная в те времена святыня православной Церкви, была переделана в мечеть Aya Sofya.

Фрагмент раннехристианской мозаики Софийского собора
По прошествии пяти с половиной столетий эта трагедия остается поводом для торжеств. Городские власти организуют салюты и даже воспроизведение событий. Ученые и общественные деятели проводят дискуссии. На улицах можно наблюдать манифестации. Причем, с каждым годом воодушевление турок при праздновании этой годовщины возрастает.

Недавно писатель Надым Гюрсель (Nedim Gursel) вызвал бурю протестов в исламистской прессе своим произведением «Роман завоевателя». В нем, в частности, заявляется, что упоение кровавым побоищем является «коллективной патологией», не имеющей ничего общего с гордостью потомков Османов. Это утверждение выглядит по меньшей мере странно. Удержание Стамбула влияет как раз на чувство идентичности турецкого народа, и мусульманство, как и любая монотеистическая религия, ставящая во главу угла универсализм, тут абсолютно ни при чем.

Безусловно, победа Партии Справедливости и Развития на парламентских выборах 2002 года немало поспособствовала росту активов ислама в Турции. В городах появилось гораздо больше женщин в хиджабах, чем в прежние времена. С другой стороны, здесь всегда были популярны неформальные братства. Даже восьмой президент Турецкой республики в 1989—1993 годах Тургут Озал был настоятелем могущественной cуннитской секты Нахшибанди (Nahshibandi). Тем не менее, 29 мая так пышно встречается по далеким от конфессиональных споров мотивам.

Мустафу Кемаля Ататюрка называют не только Отцом всех турок, но и Освободителем. В 1919—1922 годах греческие войска заняли половину Анатолии. Если грекам оказалась по зубам исконно турецкая территория, можно себе представить, с какой легкостью они бы получили многонациональный Стамбул. Собственно, столица страны была перенесена из последнего в Анкару ввиду того, что в марте 1919 года в Константинополь вошли армии Антанты. Некоторые турецкие историки утверждают, что если бы не борьба Кемаля против интервентов, турецкий народ отведал бы участи лишенных государственности курдов. Таким образом, отмечая взятие города, произошедшее почти шестьсот лет назад, граждане Турции доказывают не столько себе, сколько своим северным соседям, что у них еще есть «порох в пороховницах».
Тема: v1v2