День святого Бориса
medium
Праздники Болгарии
Имя Борис в Болгарии очень распространено — по этимологии оно восходит к старотюркскому бьори — волк, или к алтайскому барс — тигр. В отличие от России, где имя связано прежде всего с именами святых благоверных князей Бориса и Глеба, к югу от Дуная его связывают с болгарским князем Борисом Первым Михаилом. Болгарская церковь принимает его как равноапостольного святого, так как именно он принял христианство, а также способствовал утверждению нового славянского письма.

Князь Борис управлял Болгарией с 852 по 889 годы. Это время можно назвать поистине переломным. Еще в начале своего правления сын хана Персиана ощутил необходимость еще большей консолидации болгарских, фракийских и славянских племен на территории Балкан. Военный договор против общего врага — Византии — между славянами и древними болгарами времен Аспаруха уже начал изживать себя. Культурный же и политический расцвет Второго Рима сулил нерадостные перспективы болгарскому ханству. В народе многие стали принимать христианство. Христианкой стала и родная сестра Бориса. В ситуации, когда и родственные племена севернее Черного моря — хазары и волжские болгары — нашли упование в иудаизме и в исламе, болгарский правитель решился принять христианство.

Сначала Борис стал искать сближение с римо-католической церковью. Римскому папе Николаю Первому был отправлен список со 105 вопросами, призванными осветить вопросы веры. Дело было почти решено, когда новый папа Адриан Второй, заменивший умершего в 867 году Николая, неожиданно отказал Борису в назначении кардинала Формозы Портуенского главой болгарской церкви.

Возникшие противоречия привели к созыву внеочередного заседания во время Восьмого вселенского собора (869—870), на котором было решено, что болгарская церковь будет устраиваться по византийской модели. Это, в конце концов, пришлось Борису по вкусу. Принявший во время торжественного крещения в Константинополе свое новое христианское имя Михаил – он располагал возможностью своей властью влиять на решения патриарха. С 879 года Константинополь и вовсе объявил болгарскую церковь автокефальной, что еще больше усилило позиции князя.

Конец 9 века был ознаменован еще одним крупным событием. Борис Первый принял изгнанных из Великоморавии учеников Кирилла и Мефодия — Наума, Ангелария и Климента — и предоставил им великолепные условия для развития их дела. Созданные две книжные школы — в Охриде (нынешняя Македония) и в болгарской столице Плиске — заложили основы культурного расцвета Болгарии.

Задолго до Реформации церковные службы на Балканах стали вестись на всеми понятном церковно-славянском языке. То, о чем мечтал Константин-Кирилл — разрушение модели триязычия и достижение христианской веры до сердца любого верующего на его родном языке — сбылось. Были созданы все условия не только консолидации широких народных масс на основе новой веры и живого славянского письма, но и будущего культурного влияния на восточных славян. Наступил Золотой век Болгарии.
Тема: v1v2